- Наблюдение
- общенаучный метод эмпирического исследования. В социологии используется преимущественно для сбора и простейшего обобщения первичной информации. В качестве последней выступают зафиксированные акты вербального или реального поведения единицы наблюдения.
В отличие от естественных наук, где Н. считается простейшим видом исследования, в социологии научное Н.один из наиболее сложных и трудоемких методов. Сложность его обусловлена спецификой отношения субъекта и объекта наблюдения, в котором и субъектом и объектом выступает человек. Это отношение является фактически субъект-субъектным социальным отношением, что предопределяет неизбежность их взаимовлияния в процессе исследования, а следовательно возможность получения артефактов, «деформированной» информации. Поэтому применение этого метода обычно связано с разработкой сложных технических приемов, обеспечивающих надежность исходных данных.
Надежность Н. обеспечивается прежде всего адекватностью его условий типу взаимодействия субъекта и объекта, степенью формализации процедуры, репрезентативностью информации. Для всякого социологического Н., в зависимости от того, знают наблюдаемые о нем или нет, характерны следующие типы взаимодействия: 1. Включенное (участвующее) Н., когда наблюдаемые знают о присутствии исследователя в группе. Субъект в силу самого факта включения ощущает влияние объекта, в известной мере сам становится объектом. Объект реагирует на присутствие субъекта. В этом случае необходим;) сложная коррекция данных Н, получающих деформацию из-за «возмущающего» их взаимовлияния субъекта и объекта.
2. Включенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Субъект также ощущает влияние объекта, однако объект не реагирует на присутствие субъекта. Надежность информации в данном случае повышается, однако возникают проблемы этики исследования, регистрации и полноты информации. 3. Невключенное Н., когда наблюдаемые знают о нем. Объект существенно не влияет на субъект, но сам реагирует на его присутствие. Эта реакция (изменение поведения)-основная причина деформации первичных данных и должна быть учтена субъектом. 4. Невключенное Н., когда наблюдаемые не знают о нем. Во взаимодействии субъекта и объекта фактически не возникает «возмущающего» влияния. Однако увеличивается возможность деформации и потери информации за счет более ограниченного поля наблюдения. В данном случае, как и в предыдущем (3), большая вероятность организационно-технических ошибок. В названных типах взаимодействия субъекта и объекта Н. проблема исключения «возмущающих» факторов решается как проблема учета конкретных условий, научной организации и проведения исследования, а также достаточного контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность. Для обеспечения этого объект Н. прежде всего должен быть определен в конкретной эмпирической ситуации. В зависимости от того, является она естественной или создана искусственно, определяют и тип взаимодействия. Эмпирическая ситуация далее должна быть кодифицирована в категориях гипотезы и программы исследования. Соответственно им разрабатываются рубрики индикаторов И. Единая система индикации эмпирических ситуаций позволяет унифицировать данные, осуществить их сопоставимость и количественную обработку на ЭВМ или вручную. В итоге социологические Н., вопреки распространенному скептицизму, дают возможность при хорошей подготовке наблюдателей получать данные, корреляция которых достигает 0,75-0,95.
Основным преимуществом Н. является то, что этот метод позволяет непосредственно изучать взаимодействия, связи и отношения между людьми и делать обоснованные эмпирические обобщения. Вместе с тем на основе таких обобщении труднее устанавливать закономерности явлений, выявлять их детерминанты, различать случайность и необходимость в социальных процессах. Поэтому социологическое Н. должно применяться в сочетании с другими методами исследования, обеспечивать комплексное рассмотрение объекта.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.